Третий модернизированный самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) А-50У "Сергей Атаянц" передан Военно-воздушным Силам России 24 марта с. г. Экипаж ВВС РФ после выполнения нескольких контрольных полетов с заводского аэродрома ОАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева» взял курс к месту постоянного базирования.
Самолету А-50У с бортовым номером 37 решением Министра обороны РФ присвоено имя известного авиаконструктора Сергея Атаянца, внесшего значительный вклад в создание самолетов А-50 и А-50У.
Генеральный конструктор РФ по системам и комплексам разведки, дозора и управления авиационного базирования и комплексам с беспилотными летательными аппаратами Владимир ВЕРБА отметил: «В рамках Государственного оборонного заказа кооперацией предприятий в составе ОАО «Концерн «Вега» - головной разработчик, ОАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева» и ряда других организаций ОАК выполнена работа по модернизации самолета ДРЛОиУ А-50 с целью повышение его боевых и летно-технических характеристик. В первую очередь модернизации подвергнуто сердце российского летающего радара – радиотехнический комплекс «Шмель».
Применение технических решений при совершенствовании конструкции А-50 основывалось на последних достижениях отечественной радиоэлектроники: использовались современная электронная компонентная база и высокопроизводительные вычислительные средства.
Коллектив ОАО «Концерн «Вега» еще раз подтвердил репутацию одного из лидеров российской оборонной промышленности в области разработки авиационных комплексов ДРЛО. Подобные полномасштабные комплексы радиолокационного дозора и наведения самостоятельно могут создать только две страны мира – США и Россия.
Присвоение имени Сергея Атаянца одному из новейших авиационных комплексов ДРЛОиУ России стало свидетельством его огромных заслуг в создании и модернизации самолета А-50. Сергей Аванесович был незаурядным человеком, талантливым авиаконструктором и выдающимся руководителем. Уверен, что самолет с его именем на борту значительно укрепит безопасность воздушных рубежей Родины».
По сравнению с предшественником на А-50У увеличено количество одновременно сопровождаемых целей и одновременно наводимых истребителей, повышена дальность обнаружения различных типов летательных аппаратов, в том числе и принципиально новых. Высокие технические характеристики РЛС достигнуты введением сквозного канала цифровой обработки радиолокационной информации, модернизацией приемного и передающего устройств.
Нарастить возможности функционального программного обеспечения позволила замена бортовой вычислительной системы на новую, которая построена на современных цифровых вычислительных машинах с большей производительностью и быстродействием. Модернизации подвергнута система отображения на рабочих местах операторов.
Значительно увеличена надежность и характеристики аппаратуры спутниковой связи в части увеличения скорости, объема и качества информационного обмена. Также усовершенствован пилотажно-навигационный комплекс самолета. Увеличились дальность полета и время выполнения боевой задачи на заданном рубеже. Улучшены бытовые условия экипажа.
Модернизированный самолет А-50У по своим возможностям не уступает американскому самолету AWACS E-3 Sentry, состоящему на вооружении НАТО и ряда других стран. Три этих самолета по информации зарубежных и отечественных СМИ патрулируют небо Польши и Румынии в связи с кризисом на Украине.